Подготовка экспертов к тестированию

Многие суды признают контракты на проведение проектно-изыскательских работ незаконными

 

Объединение изыскательских и проектных работ в один лот в ходе конкурсных процедур приводит к многочисленным нарушениям антимонопольного законодательства и законодательства о закупках.

 

Данная практика ограничивает свободную конкуренцию, приводит к увеличению расходов хозяйствующих субъектов, а также бюджетов всех уровней. Об этом заявил генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) и член Совета Ассоциации «Национальный союз изыскателей» Николай Алексеенко, выступая на конференции «Анализ юридических проблем при выполнении инженерных изысканий в строительстве в Российской Федерации», которая состоялась 21 октября 2015 года в столичном «Центре международной торговли».

Мероприятие было организовано Издательским центром «Геомаркетинг» при участии "Союза изыскателей" и Ассоциации "Инженерные изыскания в строительстве".

В своем выступлении Николай Алексеенко сообщил, что РАСК провел анализ данных о конкурсных процедурах за IV квартале 2014 года, которые были размещены на сайте государственных закупок – zakupki.gov.ru. На основе анализа полученной информации, эксперты агентства пришли к выводу, что на сегодняшний день в конкурсах, связанных с проведением инженерных изысканий могут принимать участие в основном проектные организации.

Поскольку 93% объемов работ в области инженерных изысканий в рамках контрактной системы включаются в состав проектно-изыскательских работ (ПИР), проектировщики вынуждены получать свидетельства о допуске к изыскательским видам работам, а изыскательские организации стремятся получить свидетельства о допуске к проектным работам. Анализ реестров СРО показывает, что 12% проектных организаций одновременно имеют свидетельства о допуске к изыскательским видам работ. Для значительной части предприятий малого и микро-бизнеса, которые составляют основу изыскательской отрасли, эти дополнительные издержки являются препятствием для участия в конкурсных процедурах.

Вместе с тем, 29% изыскательских организаций имеют свидетельства о допуске к проектным видам работ.

По оценке Николая Алексеенко, реалии на сегодняшний день таковы, что такие свидетельства зачастую просто покупаются. Таким образом, сама практика проведения конкурсов на проектно-изыскательские работы стимулирует спрос на услуги так называемых коммерческих саморегулируемых организаций.

Однако на этом нарушения не заканчиваются. По данным РАСК, 44% организаций, выигравших конкурсы на проведение так называемых ПИРов, не имели допуска на проведение инженерных изысканий, а ещё 9% организаций не имели допуска на проведение проектных работ.

Интересно, что в конечном итоге, все эти дополнительные издержки приводят к увеличению стоимости работ и снижает эффективность и конкурсных процедур. По данным исследования РАСК, в ходе конкурсов, на которых изыскательские и проектные работы были объединены в один лот, начальная цена контрактов уменьшилась на 6%, количество участников в среднем составляло 2,4. При этом доля закупок у единственного поставщика достигла 14,8%. В тех случаях, когда торги по инженерным изысканиям проводились отдельно, совокупное снижение начальной цены контракта достигло 17,68%, среднее количество участников составляло 5, а количество закупок у единственного поставщика снизилось до 7,4%.

Николай Алексеенко сообщил, что многие организации оспаривают результаты конкурсов на проведение проектно-изыскательских работ в судебном порядке. Проведенный РАСК анализ наработанной судебной практики свидетельствует о том, что в 2/3 случаев суды признают неправомерность проведения таких конкурсов.

Во многих постановлениях судов отмечается, что подрядчики не обладают компетенциями для проведения изыскательских работ и не имеют соответствующего свидетельства о допуске. Кроме того, выполнение работ по изысканиям и разработка проектной документации являются самостоятельными видами работ – они различаются по технологии, выполняются разными специалистами с применением разных технических ресурсов. С юридической точки зрения технологическая и функциональная взаимосвязь проектных и изыскательских работ не усматривается. Поэтому необходимость объединения разработки проектной документации с изысканиями в один лот в каждом конкретном случае должна доказываться заказчиком. Тот факт, что выполнение изысканий предшествует в обязательном порядке разработке проектов, сам по себе не свидетельствует о том, что эти работы технологически и функционально связаны.

Кроме того, практика проведения конкурсов на выполнение проектно-изыскательских работ вступает в противоречие с важнейшими положениями федерального закона №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с данными федеральными законами, при закупке товаров, работ и услуг заказчик должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Юрий Васильев, «Вестник инженерных изысканий»